Учить тому, чему научить невозможно

22.05.2011 20:56

John Lyle, профессор изучающий работу тренеров, согласен с тем что тренерская работа это больше наука чем искусство. Он утверждает, что возможно тренировать области человеческих способностей, которые традиционно относятся к понятиям интуиции и инстинктам. Давайте попробуем в этом разобраться.

Научный подход в работе тренера – может сделать это реальностью

Игроки на поле принимают тысячи решений, некоторые из них выглядят довольно простыми, например, такие как поставить одну ногу впереди другой. Некоторые выглядят как инстинктивные, тем не менее, они в свое время требовали над собой большой работы. Мы сами произвольно учимся бегать и что-то ловить, но потом, воспринимая советы и опыт других, мы учимся бегать быстрее и ловить лучше. Эта мысль может приблизить нас к пониманию того, как и за счет чего "одаренные " игроки более успешно действую на поле, и выглядят как новаторы в игре.

Когда Эрик Кантона, самобытный форвард Французского футбола, появился в английской команде Манчестер Юнайтед, он удивил всех болельщиков и игроков других команд, своей захватывающей дух техникой. Благодаря его игре, многие известные Английские клубы изменили свой подход к тренировкам. Можно сказать, что в тренировочном процессе, началась новая эра.

Глядя на то, как фанатично работал Кантона над каждым аспектом игры, можно понять, что его уникальная, яркая игра была результатом его упорных, многочасовых тренировок. То же самое можно сказать относительно Джонни Вилкинсон, который смог решить судьбу Кубка Мира ударом со своей слабой ноги.

Быстрые и правильные решения

Умение тренера, определяет его способность дать игрокам правильную и необходимую технику. И как последующий шаг научить игроков понимать, когда и где нужно применять эту технику.

Лучшие игроки владеют всеми возможными вариантами, но они способны сузить круг выбора, и применить именно то, что необходимо, и все это в очень сжатый промежуток времени. На очень высоком уровне, тренеры с помощью видео анализа и мониторинга движения игроков, могут определить пути принятия решений своими игроками, а значит, при необходимости, у них есть возможность улучшить этот процесс.

Вы в своих тренировках можете это сделать более приземленным способом.

• Выстраивайте упражнения так, что бы в них было больше чем одно решение.

• Повышайте давление постепенно (это значит, что иногда ограничьте скорость до передвижения шагом), что бы игрок смог освоиться в ситуации и научиться принимать в них правильные решения.

• Ученые всегда экспериментируют, позвольте и вы, поэкспериментировать вашим игрокам. И помните о том, что отрицательные результаты тоже входят в понятие - опыт.

Базовые варианты решений

Считается, что не возможно, тренировать творческие способности, интуицию и уникальность. Считается, что все это относиться к врожденным качествам. Так ли это? John Lyle с этим абсолютно не согласен.

Классический пример тренировки на принятие решения это игра 2v1. это уникальная ситуация для Регби, так как в ней мяч должен быть обязательно передан назад. Как много вариантов действий, в такой ситуации? Пас, обманный пас, крест, контакт и пас, уход на шаге в сторону, коротая перекидка ногой. Что сыграть? Как правильно выбрать? Интуиция подсказывает: "Вытянуть и отдать пас ", творческая жилка может шепнуть: "Ложный", стремление попробовать что-то новое тянет на: "Свечку и набежать ", не спит и желание попробовать себя индивидуально, так и бубнит: " Уйти на финте в сторону ". Тренер с научным подходом посоветует: "Отрабатывайте все возможные варианты, учитесь определять, какой из них нужно применить и в какой ситуации, так как выбор зависит от очень большого числа факторов ".

Игрок должен уметь видеть эти факторы и быстро определять, что может сработать наиболее эффективно.

Пример ситуация 2v1

Возможные решения: вытянуть защитника на себя и отдать пас; отдать пас и обежать партнера, обманный пас; уход на шаге в сторону; войти в контакт и отдать пас; сыграть в крест; ложный крест.

Навык, это умение правильно выбрать из того, что ты умеешь делать и применить это в нужный момент.


Теперь лично для тренеров. Подумайте, готовы ли Вы сами к работе тренера во время матча. Можете ли вы помочь своей команде и принять решение, которое перевернет весь ход игры, можете ли вы провести точную отстройку, вашей хорошо тренированной команды. Это тоже выбор, но уже из других вариантов. Ведь игроки порой не могут проанализировать всю картину игры в целом. Часто ошибка тренера кроится в его стремлении руководить в мелочах, в его желании проконтролировать, действие каждого игрока в каждой узкой ситуации. Он сам начинает играть около мяча, не видя того что происходит на всем поле. Есть старая тренерская мудрость: "Если ты хочешь увидеть все, ты не увидишь нечего ". И еще одна: "Тренер обычно кричит с бровки о том, чему не научил ".

P.S. Позволю себе обратить внимание, особенно начинающих тренеров, работающих с юными регбистами, что игра 2v1, только на первый взгляд выглядит простой. Как минимум игроки должны получить понятия, как действовать против защитника, идущего в лоб, защитника идущего со стороны мяча. Научите игроков сопоставлять свои действия с имеющимся пространством: широкий канал, узкий канал, рядом с аутом или в середине поля, рядом с линией зачетного поля или глубоко в поле.

Возможно в этой статье вы не нашли для себя каких-то конкретных вещей, но в ней есть одна общая мысль, которая может помочь начать движение по верному пути. Смешно сидеть и ждать "игрока от Бога ", нужно сделать простых ребят "богами игры ". Гимнаст что бы включить в свою программу какой-то новый элемент, должен повторить его 1400 раз, и тут не проходит: "Я же им говорил!".

 

Похожие новости в мире регби

Главное меню